Антенна
изготовлена по моей «стандартной» технологии. Непосредственно перед
походом на Ладогу в июле 2008 г я решил максимально упростить
конструкцию и настроить антенну только на одну полосу – 300 МГц, т.к. основные каналы связи с диспетчерами, между судами, аварийный, погодные и между яхтами в ней присутствуют.
Итак – штырь с 6 противовесам под 135 град.,
общая высота (с силовой частью) 60 см, из них 10 см «погрузятся» в топ
мачты. Число противовесов и минимальное расстояние (0.16 длины волны) от
противовесов до топа мачты выбрано исходя из минимального влияния мачты
на антенну.
Понятно, что можно было обойтись и меньшим числом противовесов, но я долго прикидывал в MMANA и именно так оказалось лучше.
Сама силовая часть – пластиковая трубка для электропроводки диаметром 20 мм.
Снизу – разъем PL («мама», не «папа»!), который удачно подходит по диаметру для вклейки внутрь трубы. Сверху – тот самый патрон от ламп миньон, рассверленный внутри именно до 20 мм.
Вклеив
трубку в патрон, готовим разъем с куском коаксиального кабеля (по
диаметру - любой, но центральный проводник нужен именно жесткий). Для
вклеивания разъема, я делал два осевых распила трубки вдоль на 2-3 см,
мазал «суперклеем» и обжимал.
Укладываем «шайбу» из фольгированного стеклопластика, на который припаиваем экран кабеля, «восьмерку» из жесткого медного провода (через него будут запитаны противовесы).
Для улучшения внешнего вида закрываем все это место пластиковой шайбой.
В принципе, на базе этого, «основного», узла антенну можно сделать и разных типов, но об этом речь в следующий раз.
Закрепляем штырь (да простят меня профессионалы за «прижимное» соединение!). Материал штыря – см. далее.
Кладем по краю резиновое колечко нужного диаметра для герметичности.
Навинчиваем «колпачок»
(это часть патрона с резьбой и с вклеенным носиком от полиуретанового
герметика). Колпачок выполняет две функции – защита от влаги точки
питания и обеспечение жесткости штыря при касании антенной веток
деревьев. Сразу скажу – и та и другая функции удались.
Узел противовесов
– простейшая конструкция, позволяющая менять и число и угол наклона
противовесов. Число отверстий (12 – на всякий случай) на кольце, его
материал (не хотел утяжелять топ мачты – у меня из дюраля) и
резьба – на усмотрение изготовителя. Важен материал противовесов (он же
– на штырь). Понятно, что медь или алюминий предпочтительнее. Но еще
важна упругость. Тем более на мачте! Поэтому остановился на присадочной проволоке для сварки нержавеющих сталей вольфрамовым электродом в среде аргона (для сварки TIG
– признаться, балуюсь на даче в свободное время). Куски проволоки
продаются длиной 1 м и диаметрами 1,6 – 2 – 2,5 – 3,2 ….. мм. У меня как
раз все они и были. Упругие и прочные невероятно (пока, естественно, не
произведен «отпуск»)!
Разумеется,
расчет антенны предварительно произведен для материала «железо» и
предполагаемого диаметра всех элементов 1.6 мм. (Штырь можно взять и
большего диаметра.) Если противовесы выбрать толще, то гнуть становится
практически невозможно – только нагревать, а это потеря прочности.
Снизу кольцо поддерживается одним резьбовым кольцом из комплекта патрона (у него уменьшен диаметр за ненадобностью лишнего материала), сверху – вторым кольцом, оно же «зонтик» от затекания воды на кольцо.
Контакт
обеспечивается только прижимом кольца к медной «восьмерке». Разумеется,
в случае латунного кольца можно было бы применить пайку. Для сведения –
за 2-3 недели путешествия окисления места контакта не происходит, а при
очередной установке мачты на этом узле можно провести необходимое ТО
(наждачкой, к примеру).
Закрепляем антенну на мачте («каплеобразный» профиль из легкого сплава 95х65 мм).
На
фото – топ мачты. Желтый – генакер-фал, белый – грот-фал. Поскольку с
т. з. простоты и уменьшения аэродинамического сопротивления коаксиальный
кабель пущен внутри мачты, антенна «втыкается» непосредственно в топ в
удобное «окно» и прижимается 2-мя винтами М4.
Разъем антенны (т.е. оплетка кабеля) НЕ ИМЕЕТ контакта с мачтой.
Внизу
кабель выведен через овальное отверстие в мачте (через него кабель и
протаскивается при сборке мачты из двух частей) и соединяется с разъемом
в палубе. Разъем – как на автомобильных «магнитах» (с поворотом на 90
град.). Оставшуюся часть до радиостанции выполняет несъемный кусок
кабеля, проложенный под потолком каюты – между палубой и декоративным
подволоком до места подключения радиостанции. Кстати, измеритель КСВ,
при настройке антенны на яхте, подключается именно в месте выхода кабеля
снизу из мачты.
Второй вариант установки антенны на яхте
– выдвижная стойка (перевернутая «нога» от фотографического трипода, на
нем раньше стояла солнечная батарея) на заднем релинге с универсальным
пластиковым хомутом под диаметр 20 мм. В этом году там прочно
обосновалась двухдиапазонная (145/435) автомобильная антенна.
Также
сделан ВЧ разъем в транце. На корме можно на стоянках использовать
направленные антенны (300 и 435 МГц), которые штатно хранятся в каюте и в
принципе – в эту навигацию не понадобились.
На следующей странице как раз и видны обе штыревые антенны (300 МГц – на мачте, 145/435 – на кормовом релинге).
Съемка с соседней яхты: та антенна, что на мачте, практически незаметна и не портит впечатление.
Результаты практического использования VX-417
(5 Вт) и самодельной антенны на топе мачты. Конечно, в каждой точке
маршрута были в большей или меньшей степени слышны переговоры между
судами и (или) береговыми службами (если только не стоять в узкой
скальной шхере), но один раз запомнился. Находясь в точке с координатами
N 61º 20´; E |