Каталог статей

Экспедиция VP8ORK. Часть вторая. © EY8MM
Южные Оркнейские острова

И опять сошлюсь на Википедию:

Южные Оркнейские острова были открыты в 1821 двумя охотниками на тюленей, Натаниелом Брауном Палмером и Джорджем Пауэллом. Изначально острова были названы Группой Пауэлла, а главный остров был назван Островом Коронации, поскольку открытие произошло в год коронации короля Георга IV. В 1823 острова посетил Джеймс Уэделл, дал архипелагу его современное имя (в честь Оркнейских островов, принадлежащих Шотландии) и переименовал ряд островов. Что любопытно, Южные Оркнейские острова расположены почти на той же широте в Южном полушарии, что и Оркнейские острова в северном (60°Ю и 59 °C, соответственно), хотя неизвестно, сыграло ли это роль при названии островов.

Впоследствии острова часто посещались охотниками на тюленей и китобоями, но до экспедиции Уильяма Брюса в 1903, который перезимовал на острове Лори (Laurie), не проводилось никаких исследований. Брюс исследовал острова и организовал метеорологическую станцию, которая перешла метеорологам из Аргентины после его отплытия в 1904 г. Эта станция действует до сих пор и является старейшей постоянно обитаемой станцией в Антарктике.

В интернете оказалось не так много информации о Южно-Оркнейских островах, как мне того хотелось. Искал карты, фото, но как правило, все найденное было не удовлетворяло моего любопытства. В конце концов оставил свои вопросы до экспедиции.

И вот очертания островов на приборах «Braveheart». Оставалось еще несколько часов плавания до предполагаемого места стоянки. День заканчивался и начинало темнеть. Завтра предстоял трудный день. Было решено утром сразу начать выгрузку и монтаж базового лагеря чтобы не терять ни минуты драгоценного времени.  Я спустился в каюту одним из последних и постарался побыстрее уснуть.

Проснувшись я сразу же побежал наверх. Посмотрел на часы и понял, что поспал-то всего пару часов. Корабль продолжал двигаться, и это значило, что мы еще не на месте. Я решил посмотреть что происходит в рулевой. Оказалось, что наступает решающий момент.

Наше судно подошло к острову Сайни. Было еще темно, но уже различались очертания гор. Мы были уже почти на месте!

Капитан Найджел находился на крыше рулевой рубки и управлял большим прожектором. Его задача была обнаружить и осветить в темноте айсберги и небольшие скалистые островки по ходу судна. Метт находился у штурвала и судно двигалось малым ходом. Из пассажиров бодрствовали только Ральф, K9ZO, и я.

Найджел орудовал прожектором.

И это одна из его находок.

Наконец Найджел решил, что пора бросить якорь и отдал команду по рации. Карл отправился к якорным цепям и стал снимать блоки и готовить механизмы. Освещение, кроме верхнего прожектора, было выключено, чтобы не мешать при движении.  У якорного механизма было темно. Карлу явно мешал его фонарь, который он пытался куда-то пристроить, а фонарь все время падал. Я вышел на палубу, чтобы помочь ему. Я был очень горд, что тоже принимаю участие в процессе, пусть даже и в качестве торшера.

Карл управляет якорной лебедкой.

И вот мы на якоре. Найджел спустился к нам на палубу. По нему было видно, что у него замечательное настроение. После этого все разошлись, чтобы поспать хоть пару часов.

Три капитана семьи Джолли. Ден, Найджел, Метт.

В семь утра, пока мы умывались и завтракали, Найджел с Меттом уже изучили берег и определили место высадки. Всем не терпелось скорее сойти на берег. Через полчаса после подъема, все без исключения, собрались на нижней палубе, готовые выполнить любое поручение. Но команда была занята своими делами,  мы получили возможность немного осмотреться.

Корабль стоял в маленькой бухте, недалеко от берега. Тут и там из воды торчали верхушки скал, которые с трудом можно было различить в играющих волнах.  За кормой, стоял застрявший на одной из подводных айсберг размером с загородный коттедж. Команда "Braveheart" еще раз продемонстрировала свое мастерство, проведя судно между этими препятствиями.

Горы на острове Коронаций были закрыты облаками. С вершины спускался мощный ледник, который доходил до самой воды. От него откалывались льдины, и подхваченные течением, двигались в сторону открытого моря.  Можно было насчитать порядка десяти «свежих» айсбергов, еще не успевших далеко отплыть.

Место нашей высадки называлось Waterpipe Beach (Берег Водяного насоса). Много лет назад сюда приходили корабли китобоев. Здесь они пополняли запасы пресной воды из небольшого ледникового озера. Для удобства, китобои провели трубу от озера к берегу, и поставили насос. Вероятнее всего насос был механический, работал на ручной силе матросов. От насоса остались только ржавые железки, а вот труба прекрасно сохранилась.

Остров Сайни представляет собой несколько холмов, местами покрытых льдом. Чуть южнее Waterpipe Beach стоит английская исследовательская станция Сайни Айленд. Станцию построили в 1947 году. До 1996 года она была круглогодичной, а сейчас работает только антарктическим летом. Персонал станции занимается биологическими и климатическими исследованиями.

В отличии от острова Коронации, высота холмов на Сайни не превышала двухсот метров. За счет мощного ледника между нашим будущим лагерем и станцией, место выглядело очень живописным. На самом Waterpipe Beach мы увидели небольшой домик, построенный англискими полярниками. Это было временное укрытие для ученых, если непогода застанет их в этой части острова.

С точки зрения радиолюбителя, меня обрадовало, что восточное направление было открыто. Горы высотой 1200 метров на острове Коронации находились в 10-15 милях от острова Сайни, и не являлись серьезным препятствием.  Это направление на Азию и большую часть Европы. А вот с северо-западом были сложности. Единственной надеждой оставалась небольшая седловина между гор в сторону Северной Америки.

С борта судна было видно, что весь пляж занят тюленями. Такое соседство не очень радовало. В одной из рекомендаций, полученной командой, было предупреждение об антарктических тюленях. В ней говорилось, что эти животные любопытны, агрессивны и настойчивы. Они часто преследуют человека и пытаются его укусить. Укус тюленя чрезвычайно опасен. Руку или голову он не откусит, а вот занести бактерии сможет. Дело в том, что после укуса рана не заживает месяцами. Нам рассказывали, что в Антарктике даже бывают случаи ампутации, после таких укусов.

Остров Сайни. Waterpipe Beach.

Waterpipe Beach и его обитатели.

Наш доктор, Лью W7EW,  в одном из писем писал, что есликого-нибудь укусит тюлень, то мы даже не будем лечить потерпевшего, а подождем недельку, пока палец или нога не отвалятся сами. В реальности это означало, что любой укус будет концом экспедиции. За 4-5 дней пути корабля, мы еще сможем добраться до нормальной клиники и спасти человека.

С несколькими тысячями тюленей рядом, нужно было быть очень осторожным. Единственным средством борьбы с тюленями было рекомендовано бегство. Следовало бежать вверх по склону. Но никто не говорил, что делать, если там тоже сидит злой тюлень. Это побудило меня искать альтернативные методы защиты. На них я остановлюсь чуть позже.

Первыми на берег отправились Джеймс 9V1YC, Ральф K0IR и Джон VE3EJ. В смысле руководство. Они должны были выбрать место для лагеря и отмаркировать точки для антенн.

К моему удивлению лодка с первым десантом отправилась не к пляжу, а к скалам, которые находились чуть левее. Нам с судна было видно, что высадка дается с трудом. Волны не давали "Зодиаку" (лодке) пристать к суше и их отбрасывало назад. Чтобы высадить людей, нужно было сделать несколько попыток. Дальше еще сложнее. Им нужно было карабкаться по скалам, которые были не меньше 5-6 метров в высоту.

Вместе со второй группой я отправился на остров.

Спрыгнуть с качающегося зодиака было не просто. Камни были покрыты какими-то скользкими зелеными водорослями, похожими на мох. На скалах были укреплены веревочные перила, чтобы люди держались во время подъема. Эта веревка была повешена явно не нами. Она выглядела не новой, и крюки, на которой она держалась, были покрыты налетом времени.

После того как все высадились, я спросил у ребят: "Почему мы лезем в гору, вместо того, чтобы спокойно выйти на ровном месте? "  Оказалось, что подводные камни у пляжа,  не дают возможности подойти вплотную. Поэтому спрыгивая с зодиака, человек погружался в воду по грудь. Ну а если волна, то могло накрыть и с головой. Найджел проверил это еще утром. Я сразу перестал думать, что я тут самый умный.

Высадка.

Очередной зодиак с оборудованием идет к берегу.

Между островом Сайни и островом Коронации.

Хозяева острова.

Команде судна нужно было какое-то время, чтобы подготовить наш груз к перевозке, и мы разбрелись по острову, чтобы познакомиться с местностью и разметкой. Первоначально, место для базового лагеря было выбрано непосредственно у скал, в небольшой ложбине. Но место было неудачным во всех отношениях. Из земли торчали камни, и между ними сочилась вода. Даже тюленей здесь не было. Из-за скал мы не могли поставить антенны близко к соленой воде. Джеймс и Ральф продолжили искать более подходящее место.

Я тоже решил пройтись и двинулся вглубь острова. Чуть выше находилась очень ровная и сухая площадка. Здесь можно было поставить не только наши палатки, но и  большинство антенн. А скалы вокруг сами просили, чтобы на них что-нибудь установили. Джеймс тоже нашел эту площадку и начал переносить маркеры на новое место.  Возможно это была единственная площадка для нашего лагеря.

Через некоторое время Джон VE3EJ собрал нас, и рассказал о плане установки антенн. Самые удобные и высокие места отдали диапазонам 20, 30 и 40 метров. На них была сделана ставка, для проведения максимального количества QSO.

В поисках места для антенн на 160 и 80 пришлось прогуляться немного подальше. Для 80-метрового вертикала нашли отличную площадку примерно в ста метрах от палаток. Место же для антенны 160-метрового диапазона определили в понижении в двухстах метрах от палаток. Оно было зажато между холмами. Это решение меня немного растроило. По плану установка НЧ антенн была назначена на следующий день.  Я не стал спорить, но твердо решил, что буду настаивать на поиске более удобного места для антенны на 160..

В целом, все точки выбранные Джоном VE3EJ, были оптимальными, и я не мог не отметить его профессионализм.

Работу начали с создания системы жизнеобеспечения. На случай непогоды нужно было иметь крышу над головой и запас еды. Нужно было поставить две большие палатки. Одна была предназначена для работы в эфире, вторая для кухни, склада и ночлега.

Тем временем к берегу пришел первый рейс "Зодиака" с грузом. Коробки и упаковки сразу передавали по скалам вверх. Носить его по веревкам или складывать у воды было невозможно. Но и работать на скользких камнях было очень трудно и опасно. Через какое-то время мы настолько измучились, что работа остановилась. Нужно было другое решение доставки грузов в лагерь.

Следующим рейсом приехали Метт и Герард, одетые в гидрокостюмы. Стоя в ледяной воде они передавали груз на пляж, где мы его сортировали и складывали. Дело пошло быстрее.

Освободившиеся члены команды и радиолюбители начали переносить груз в лагерь. Мы сделали по нескольку утомительных рейсов, пока с корабля не прислали тележку.

Затея сначало показалась мне абсурдной, так как провезти тележку по таким камням и скалам было невозможно. Невозможно для меня, но не для наших бравых матросов.

Помимо разгрузки и переноса тяжестей, мне была поручена секретная миссия присматривать за Весом W3WL. Джеймс рассказал, что тот, будучи самым возрастным членом команды, работает ничуть не меньше остальных, и пытается таскать тяжести, что ему категорически запрещено. В свои 73 года, Вес был одним из самых активных работников. Каждый раз нам стоило огромных трудов, чтобы отнять у него тяжеленную коробку или кейс. Вес извини нас, за этот заговор!

Во время рейсов до лагеря приходилось все время следить, чтобы кишащие вокруг тюлени, не напали на одного из наших. Нагруженные люди не очень мобильны, а коробка на плече сильно ограничивает обзор. Тюлени же рычали при каждом приближении и становились в боевую стойку готовые к нападению.

Секретное оружие.

Фото сверху, это секретное оружие. Возможно, что его изобрели еще до меня. Нет, я не нападал на тюленя с лопатой и не наносил ему тяжелые черепно-мозговые травмы. И не только потому, что наши взаимоотношения с животными строго регламентировалось, но и потому что это их территория, а мы тут гости.

Джеймс, и другие опытные бойцы с тюленями, рекомендовали носить железки и стучать ими. Но оказалась, что на VP8O тюлени не реагируют на этот метод. Суть моего изобретения заключалась в том, что подойдя к группе тюленей, я начинал стучать лопатой по камням. После того как начинал отступать первый тюлень, остальные тоже бросались наутек. И чем дольше стучишь, тем дальше они  уползают. Такого метода очистки территории хватало на час или два.

Разборки за территорию.

Через какое-то время мы привыкли и к запаху на острове. Запаху экскрементов. Сначала мне показалось, что от него даже щиплет в глазах. Но ко всему можно привыкнуть. Из-за нашей активности в районе базового лагеря, тюлени там появлялись меньше, и не выдавали свежий продукт в прежних количествах.

Разметка под тенты.

Части от палаток.

Установка палатки начала буксовать почти сразу. Дело в том, что учитывая опыт предыдущих экспедиций, было решено утеплить пол пенопластом. Это изолирует помещение от холодной почвы, и расходуется меньше газа для его отопления.

Проблема была в том, что пенопластовые щиты были несколько больше, чем требовалось и их нужно было подрезать. При подрезке образовывалась крошка, которая тут же разносилась ветром. Это было недопустимо с экологической точки зрения, и работа остановилась. Для продолжения работы, был сооружен небольшой домик от ветра из листов фанеры. Разрезание пенопласта происходила внутри него, а для сбора крошек с корабля привезли промышленный пылесос…

Готовые к установке вертикалы на ВЧ диапазоны.

Команда судна продолжала переносить вещи в базовый лагерь. Небольшая группа радиолюбителей, во главе с Джорджем N4GRN, устанавливала первую палатку. Остальные занялись установкой антенн.

Компания DX-Engineering предоставила экспедиции комплект антенн на 40-10 метров. Еще дома, Джерри WB9Z, подготовил противовесы и  кабели. Оставалось только выставить размеры и установить антенны на выбранные места. Для этого в землю вбивали кол и уже на него сажали площадку с хомутами. На антенны диапазонов 20-30-40 метров ставили один ярус оттяжек.

Планировалось установить по две антенны на 80, 40, 17, 20, 15 метров и попытаться работать SSB и CW(RTTY) одновременно. Забегая вперед, скажу, что эта тактика не совсем удалась. Как мы не разносили антенны, все равно взаимных помех избежать не удалось.

Каркас первой палатки почти готов.

Установка антенны на 40 метров CW.

На 80 метров (CW) был запланирован полноразмерный вертикал. Для этого у нас был двадцатиметровый телескоп Spiderbeam. Еще один телескоп Spiderbeam, но уже высотой 26 метров, был запасным вариантом для антенны 160-метрового диапазона. Первым вариантом же считалась антенна Battle Creek Special. Но о ней я расскажу немного позже.

Компания SteppIR предоставила вертикал BiggIR, который был предназначен для работы на 80 м (SSB), а также второй антенной на 12 и 10 метров.

Мы разделились на две группы и стали устанавливать штыри. Было очень жаль, что мы не можем поставить их у соленой воды.

К вечеру 25 января первая палатка и почти все ВЧ антенны были установлены. После переноса тяжестей все очень устали и были рады вернуться на корабль. Там нас ждали душ и горячий ужин.

26 января 2011

Когда мы высадились на берег, я подошел к Джону VE3EJ, ответственному за все антенны, с просьбой пересмотреть место для антенны на 160. У меня не было времени найти подходящее место самому, и я предложил ему прогуляться и найти его вместе.

Место нашлось в 150-180 метрах от лагеря, на вершине холма, чуть севернее лагеря. Мы выбрали просторную площадку, недалеко от пресного озера. Для 160 метров длина кабеля в 150 метров не грозила большими затуханиями, тем более, что в нашем арсенале был хороший LMR кабель. Это было самое подходящее место!

Новое место для антенны на 160 м.

Для продолжения эффективной работы мы разделились на три группы. Первая занималась обустройством палаток и установкой оборудования. Вторая стала собирать вертикал на 80 м. Я и еще несколько человек взяли коробку с Battle Creek Special и стали карабкаться вверх к озеру. Тюленей я разогнал с площадки заблаговременно. Лопата всегда была под рукой и могла, в любой момент проявить свою магическую силу.

Нашей команде предстояло поставить Battle Creek Special. Антенна представляет собой трехдиапазонный вариант антенны Inverted L. Вертикальная часть была сделана из металлических труб, общей высотой 18 метров. Антенну сконструировали K8GG, W0CD и W8UVZ.

Мы были не первыми, кто использует эту антенну в экспедициях. Вся коробка была исписана позывными и количеством QSO на 160. Я вспомнил, что видел ее фотографию в книге Джона ON4UN "Low Band DX-ing”. Внутри коробки все было аккуратно сложено и промаркировано.

Вся история антенны - на ее коробке.

Хочу признаться, что я не был поклонником этой антенны, в отличии от остальных участников экспедиции. Вариант 26 метрового вертикала прельщал меня намного больше, но оказалось, что у нас нет под него проверенного согласования.

К сожалению, погода изменилась и снег с ветром затруднили работу. Тем не менее к концу дня все антенны были установлены и настроены.

Антенна на 160 перед подъемом.

Battle Creek Special.

27 января 2011

До выхода в эфир оставалось всего пара часов. Команда "Braveheart" взяла на себя ответственность за обслуживание генераторов. Мы запустили все четыре генератора по 3.5 кВт каждый и еще раз проверили готовность. Чтобы не терять время во время работы в эфире, генераторам сменили масло и полностью заправили горючим.

Наша электростанция. Четыре генератора по 3.5 кВт.

Замена масла.

К этому времени были установлены все 7 рабочих мест. Везде стояли трансиверы K3 и интерфейсы RigExpert. Пять рабочих мест были оборудованы усилителями Аком. Два Аком 1000 и три Аком 1010.

Шек VP8ORK.

Все готовы к бою.

Все тринадцать радиолюбителей собрались в рабочей палатке. Джеймс 9V1YC провел короткое собрание. Через минуту позывной VP8ORK зазвучит в эфире.

Начиналось самое интересное…

Категория: Статьи | Добавил: URC (09.03.2011)
Просмотров: 918 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.